0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 год | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
2 года | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
3 года |
Ребенку 2 года 7 месяцев
Вашему ребенку уже 2 года и 7 месяцев, он многому научился, но кое-что он еще не умеет, малыш еще не знает, как управлять своим вниманием, он часто отвлекается, в равной степени заинтересован во всем на свете, часто бывает импульсивен. Задача взрослого состоит как раз в том, чтобы помочь ребенку самому, добровольно преодолевать отвлекающие раздражители, удерживать поставленную задачу. В дошкольном возрасте это лучше всего происходит в игре.
Любая игра, в которой есть правила действия и игровая задача, способствует развитию произвольного внимания. Однако обычно этот аспект выступает как вспомогательный, сопутствующий решению других задач. Мы предлагаем вам игры, в которых задача сосредоточиться, удержать внимание, не отвлекаться является главной, определяющей успех игры.
Раз, два, три — говори!
Эта игра может быть первым шагом в развитии целенаправленного внимания, в ней могут участвовать уже 2-3-летние дети.
Обычно, когда ребенку предлагается какое-либо задание, состоящее из двух-трех действий, он, не дослушав его до конца, начинает действовать и выполняет только часть. Это происходит потому, что малыш не может удерживать в своем сознании несколько условий выполнения задания и реагирует только на первое. Данная игра учит детей придерживаться двух разных условий выполнения задачи: одно из них — узнать предмет на картинке и правильно назвать его; второе — удержать уже известный ответ и не называть предмет раньше времени.
В качестве игрового материала можно использовать картинки, отражающие предметное окружение ребенка. Это могут быть знакомые вещи, узнавание которых все же требует некоторых усилий от малыша. Например, посуда (поднос, ложка, кастрюля), цветы (колокольчик, тюльпан, василек), насекомые (жук, гусеница, стрекоза), одежда (шарф, костюм, купальник) и пр. Всего нужно набрать 10-15 картинок.
Игра проводится следующим образом. Вы предлагаете ребенку поиграть с картинками: "Я буду показывать тебе интересные картинки по одной, а ты их называть. Только называть нужно не сразу, а после моего сигнала. Сначала внимательно посмотри, что нарисовано, и вспомни, как это называется. Но ничего не говори, пока я не скажу: "Раз, два, три — говори!" Если ты правильно и, главное, вовремя назовешь картинку, ты получишь ее в награду. Давай попробуем!" После этого вы берете первую картинку, предлагаете подумать, что на ней изображено, но не говорить сразу, а только приготовиться сказать. Слова "Раз, два, три — говори!" произносятся четко, размеренно, а перед последним словом выдерживается небольшая пауза. Как правило, в первый раз малыш не может удержаться от ответа, если он его знает. Напомнив правило игры, вы объясняете крохе его ошибку и показываете следующую картинку. Если ребенок дает ответ вовремя, вы вручаете ему картинку как награду. Хорошо, если в такую игру играют несколько детей, тогда она происходит как соревнование — кто больше картинок выиграет.
Пальчик
В этой игре можно использовать те же картинки, что и в предыдущей. Чем больше будет картинок, тем труднее и напряженнее (а значит, и интереснее) будет игра.
Для этой игры ребенку обязательно нужен партнер — желательно сверстник. Если такого нет, роль партнера может выполнять взрослый (бабушка, дедушка, брат и пр.), который слегка подыгрывает малышу.
Перед игрой на столе раскладывается в два ряда 10-20 картинок с изображением различных предметов. Полюбовавшись картинками и уточнив название не слишком знакомых предметов, вы обращаете внимание играющих на то, что у каждого из них один палец на руке называется указательным, потому что он указывает на что-то. "В этой игре, — сообщаете вы, — указательный палец будет указывать ту картинку, которую я назову. Кто первый правильно поставит на картинку свой указательный палец, тот ее и получит".
Потом вы сажаете напротив друг друга двух играющих малышей и просите поставить указательные пальцы правых рук на самый край стола и не поднимать их, пока они не найдут нужную картинку. Основное требование игры — искать картинку глазами, а не руками (так стимулируется умственная активность). Движение — указательный жест — является лишь последним этапом решения задачи. Ограничительное правило — держать палец у края стола — помогает ребенку удержаться от лишних движений руками.
Затем вы торжественно произносите слова: "Кто из вас раньше найдет и покажет пальчиком... ромашку (верблюда, чайник, зонтик и пр.)?" И наблюдаете, кто первым укажет нужную картинку.
Выполнение этого, казалось бы, несложного задания представляет для малыша немалую трудность. Она заключается в том, что ребенок должен преодолеть внешнюю привлекательность других картинок и сосредоточить внимание только на той, которую вы назвали. Поэтому в этой игре кроха учится управлять своим вниманием, что требует от него некоторых усилий. Но эти усилия вознаграждаются тем, что ребенок получает найденную картинку за то, что был внимательным.
Прятки с игрушками
Прятки — одна из самых любимых детских игр. Но далеко не всегда условия позволяют играть в нее. Мы предлагаем вам более простой вариант игры в прятки, который к тому же поможет развить устойчивость внимания. Способность удерживать определенную цель, не отвлекаясь на посторонние воздействия, очень важна для малыша. В этой игре такое удержание цели происходит естественно и добровольно, поскольку ребенок сам заинтересован в том, чтобы довести дело до конца.
Игра заключается в поисках спрятанной игрушки. Сначала вы выбираете интересную для вашего крохи, но не слишком крупную игрушку (куклу, мишку, собачку и пр.) и немного играете с ней вместе, чтобы игрушка стала особенно привлекательной и приобрела свой характер. Потом объясняете, что эта игрушка, например зайчик, очень любит прятаться и чтобы его искали. Вы просите ребенка отойти в угол комнаты, закрыть глаза и не открывать их, пока вы не скажете "Пора!". Только не подглядывать! Пока малыш водит, вы ставите игрушку на какое-нибудь видное место в комнате, чтобы ее можно было заметить, не открывая шкафы или ящики стола. Например, среди других игрушек, или на полку стеллажа, или на подоконник. Затем вы говорите "Пора!" и предлагаете ребенку найти зайчика.
Если малыш ищет игрушку слишком долго, можно помочь ему, комментируя направления его поисков словами "холодно" и "горячо" — по мере приближения к спрятанному зайчику становится все теплее. Когда ребенок наконец найдет своего зайчика, игру можно повторить, спрятав игрушку в менее заметное место, например, на верхнюю полку или под стол. Особенно интересно эта игра проходит, когда играют двое детей, которые по очереди выполняют роли прячущего и водящего.
Волшебный столик
Основная цель этой игры — учить детей замечать и осознавать окружающую их обстановку и происходящие в ней изменения. Для этого необходимо, прежде всего, управлять своим вниманием. Игра формирует такие важные качества, как наблюдательность, сосредоточенность, устойчивость и произвольность внимания.
Для игры понадобится детский столик и несколько (5-8) игрушек средних размеров. Это могут быть куклы, фигурки животных, машинки, самолетики, кубики, шарики, кукольная мебель, посуда и пр. Перед игрой нужно расположить эти игрушки на столике так, чтобы они изображали какую-либо сценку из кукольной жизни. Например, мишка спит на кроватке, кукла сидит в центре стола, и на коленях у нее шарик.
Вместе с ребенком вы рассматриваете и обсуждаете эту сценку, задавая ему наводящие вопросы: "Что делает мишка? Что в руках у куклы?" и пр. Трогать игрушки руками при этом нельзя. Когда малыш хорошо рассмотрит эту сценку, попросите его отвернуться или отойти в сторону, а сами в это время поменяйте расположение игрушек на столе. Например, посадите куклу и мишку напротив друг друга, как будто они перекатывают шарик. Потом предложите ребенку вернуться к столику и спросите: "Что здесь изменилось?" Малыш должен ответить, что раньше делали персонажи и что теперь, где они находились раньше и где сейчас.
Вы можете заменить куклу, надеть на нее бантик или платочек, можете прибавить или убрать какой-либо предмет и т.д. В содержание сценок можно внести элемент шутки. Например, поставить мишку вверх ногами, надеть ему на голову кастрюлю, спрятать куклу под кроватку и пр. Чем больше будет предметов и персонажей на столе, тем труднее будет заметить изменения. Но каждый раз нужно помогать ребенку рассмотреть и осмыслить то, что произошло в вашей сценке, чтобы он вместе с вами назвал произошедшие перемены — как было и как стало.
Правило "Не трогать игрушки руками" нужно соблюдать строго и неукоснительно. Если малыш начнет сам переставлять предметы, игру нужно прекратить, объяснив, что игрушки обиделись и больше показывать сценки не хотят.
Мишкины проказы
Для игры вам потребуется пирамидка из 6-7 колец, плюшевый мишка с сумочкой на шее и маленькая куколка.
Усевшись за стол, вы вместе с ребенком разбираете пирамидку и выкладываете ее колечки в правильном порядке (от большего к меньшему) на столе, так, чтобы получилась ровная дорожка. Куколка может попрыгать по этой дорожке туда и обратно.
Неожиданно из-под стола появляется мишка, который восхищается разноцветной дорожкой и начинает разговаривать с ребенком: "Смотри, какая у меня сумочка! Я принес ее для того, чтобы в нее что-то спрятать. А что, ты сейчас сам догадаешься. Закрой, пожалуйста, глаза на минутку и не подглядывай, пока я не скажу!" Пока ваш малыш сидит с закрытыми глазами, вы аккуратно берете одно из колечек и прячете его в мишкину сумочку, а остальные колечки сдвигаете так, чтобы между ними не было промежутка. После этого мишкиным голосом сообщаете: "А теперь открой глаза и угадай, что я спрятал!" Задача крохи заключается в том, чтобы обнаружить то место, где, как ему кажется, не хватает колечка. Туда он должен поставить свою куколку. Когда ребенок обнаружит это место, мишка достает из сумочки спрятанное колечко, и вы вместе проверяете, правильно ли решена задача и ровная ли получилась дорожка.
Эту процедуру "похищения" колечка нужно повторить несколько раз. Игра хорошо развивает сосредоточенность и устойчивость внимания, ведь малыш должен осознать порядок расположения колечек и сосредоточиться на их различиях по величине. Эти достаточно сложные для детей умственные действия требуют активного участия всех познавательных процессов — восприятия, памяти, мышления. Но главное условие решения этой задачи — сосредоточенность внимания.
Успех игры зависит от того, удастся ли вам с самого начала создать игровую ситуацию и захватить воображение ребенка. Важно, чтобы он не подглядывал, когда мишка прячет колечко. Чтобы облегчить ожидание, можно подсказать некоторые приемы: закрыть глаза и опустить голову на руки, завязать глаза платком, отвернуться и пр.
Все предложенные игры имеют сюжетный характер и проводятся с игрушками или с простыми картинками. Для малышей это совершенно необходимо, поскольку до 5 лет дети еще не способны к чисто умственной деятельности — им необходима игровая ситуация и конкретные действия. Но после 5 лет для развития внимания можно использовать специальные сложные картинки, в которых детям нужно обнаружить сходство или различия. Примеры таких картинок можно найти во многих детских журналах и пособиях. Подскажите крохе стратегию поиска различий и сначала попробуйте сравнивать картинки вместе, рассуждая вслух и задавая наводящие вопросы. Всячески поощряйте все успехи малыша.
Если к 6 годам ваш ребенок научится самостоятельно сравнивать и анализировать изображения — это уже большое достижение в развитии его произвольного внимания.