Подготовка ткани к раскрою
Шестой урок шитья мы посвятим подготовке ткани к раскрою.
Ткань представляет собой взаимное переплетение нитей основы и утка. Основа - это нити, расположенные вдоль кромки ткани (долевые); уток. - нити, расположенные между кромками (поперечные).
В зависимости от последовательности переплетения нитей основы и утка различают фактуру ткани: полотняное, саржевое, сатиновое, креповое и другие переплетения.
В долевом направлении ткань почти не растягивается, в поперечном пружинит, в диагональном, т. е. под углом 45° к нитям основы и утка, растягивается значительно. Это свойство разной растяжимости ткани используется при раскрое и обработке деталей.
Перед раскроем ткань проутюживают, а если она подвержена усадке, декатируют, т. е. утюжат увлажненной (сбрызгивают из пульверизатора, после чего закатывают на несколько часов в смоченную и отжатую простыню) или через влажную хлопчатобумажную (можно льняную) ткань, затем внимательно осматривают с лицевой стороны и на свет. Замеченные пороки (дыры, утолщенные нити, неприкрашенные места и др.) отмечают ниткой, булавками или мелом, чтобы при раскрое их можно было обойти или расположить на них детали, находящиеся в скрытых местах изделия. Край по поперечной нити выравнивают.
Ткань при раскрое складывают вдвое вдоль или поперек либо разворачивают в один слой в зависимости от ее ширины, размера и вида деталей и исходя из соображений экономной раскладки выкроек.
Раскладка выкроек на ткани
Приступая к раскрою, необходимо учитывать направление долевой нити в деталях изделия, симметричность расположения рисунка на них, направление ворса ткани и целесообразность раскладки выкроек с точки зрения экономии материала.
При раскрое ткани с крупным рисунком, в клетку и полоску нужно предусматривать дополнительный ее расход на подгонку рисунка и симметричность расположения его на деталях. Если ткань с крупным растительным или геометрическим рисунком, следят за тем, чтобы он располагался симметрично по отношению к середине переда и спинки, т. е. одинаково на левой и правой стороне изделия, а если в полоску или клетку, - также и за симметричностью их расположения на деталях.
Ткань с рисунком в полоску при раскрое удобнее сложить поперек так, чтобы рисунок полоски на верхнем и нижнем слое ткани совпадал.
На тканях с односторонне направленным рисунком, так же как и в ворсовых, выкройки деталей следует располагать таким образом, чтобы в изделии направление рисунка или ворса не нарушалось. Направление ворса в деталях должно быть снизу вверх, если ткань длинноворсовая (бархат, плюш и др.), и сверху вниз, если ткань коротковорсовая (байка, фланель, сукно и т. д.).
Раскладку выкроек на ткани начинают с крупных деталей - спинки,переда, рукавов, а между ними, в выпадах, располагают мелкие детали - воротники, манжеты, подборта, карманы, обтачки и др. В нижних (скрытых) деталях (нижний воротник, подборта ниже верхней петли, обтачки) допускаются швы посередине и надставки.
Выкройки прикалывают булавками в двух трех местах и обводят топко заточенным мелом или сухим мылом но контуру сплошной линией; припуски на швы отмечают пунктирной линией (чертежи выкроек строят без припусков на швы). Перед раскроем выкройки снимают, ткань скалывают в нескольких местах булавками (предварительно уточняется совмещение рисунка на верхнем и нижнем слое, если это полоска, клетка или крупный орнамент). Резать нужно но пунктирным линиям.
После раскроя на нижний слой ткани переносят резцом, булавками или силками контурные линии деталей, контрольные знаки, вытачки и другие линии а деталях (места расположения карманов, складок, рельефов и т. и.).